Logo

Всегда вызывает интерес общения со старшим поколением, их рассказы «про старину». И в таких случаях всегда хочется приоткрыть тот занавес, которым закрыта от нас история жизни наших предков. Изучение своей родословной - дело чрезвычайно интересное, полезное и благородное!

Исповедные росписи (Исповедная ведомость, Духовная роспись) – самая глубина истории такого исследования. В Российской Империи (XVIII - начале XX вв.) ежегодно составлялись отчётные документы по каждому приходу православной церкви представляющие собой посемейный список всех проживающих на его территории прихожан, с указанием для каждого человека, был ли он в этом году во время Великого поста или во время других трёх постов, на исповеди и причащался ли у своего священника, а если нет - то по какой причине (например,за малолетством).

Каждый православный христианин должен хотя бы раз в году исповедоваться и причащаться Святых Тайн. Впервые законодательно это было закреплено в «Инструкции старостам поповским или благочинным надзирателям» патриарха Адриана 1697 г. Священнику вменялось в обязанности учить своих прихожан исповедоваться и причащаться. Кроме того, он был обязан отправлять в Патриарший приказ списки прихожан, уклоняющихся от исповеди.

Один экземпляр росписи оставался на хранении в церкви, другой отсылался в консисторию, где, как правило, подшивался в дело вместе с отчётами по соседним приходам.

Исповедные ведомости при отсутствии метрических книг имели юридическую силу при определении возраста, доказательствах законности брака и других обстоятельствах. Справка об исповеди была обязательна при вступлении в брак в другом приходе.

В настоящее время исповедные росписи хранятся в региональных архивах в фондах духовных консисторий, духовных правлений, епархиальных управлений, отдельных церквей.

Поскольку в исповедных росписях фиксировалось социальное положение, владельческая принадлежность (например, для крестьян и дворовых людей), место жительства, возраст, состав семьи прихожан, то данные документы, наряду с метрическими книгами, являются одними из важнейших источников в генеалогических исследованиях.

Сохранились эти документы гораздо хуже, чем другие ключевые генеалогические источники (метрические книги и ревизские сказки). Исповедные ведомости, составленные после 1860-х гг., встречаются крайне редко. Это связано с тем, что поздние исповедные росписи были включены в список документов, подлежащих уничтожению, как не имеющие исторической или практической ценности.

Исповедная роспись (PDF)

 

Ревизские сказки - документы, отражающие результаты проведения ревизий податного населения Российской империи в XVIII - 1-й половине 

XIX вв., проводившихся с целью подушного налогового обложения населения.

Ревизские сказки являлись поимёнными списками населения, в которых указывались имя, отчество и фамилия (при её наличии) владельца двора, его возраст, имя и отчество членов семьи с указанием возраста, отношение к главе семьи.

В городах ревизские сказки составлялись представителями городского управления, в селениях государственных крестьян – старостами, в частных владениях – помещиками или их управляющими.

В промежутках между ревизиями ревизские сказки уточнялись. Производилась фиксация наличия или отсутствия лица на момент текущего учёта, причём в случае отсутствия фиксировалась причина (умер, в бегах, отселён, в солдатах и т.п.). Все уточнения ревизских сказок относились к последующему году, поэтому каждая «ревизская душа» считалась наличной до следующей ревизии даже в случае смерти человека, что позволяло государству с одной стороны повышать собираемость подушевого налога, а с другой создавало условия для злоупотреблений (этот факт получил отражение в произведении Н.В. Гоголя «Мёртвые души»).

Сегодня материалы ревизских сказок являются одним из источников в генеалогических исследованиях.

В Государственном архиве Курской области имеются на хранении Ревизские сказки первой (1719 г.) и второй (1743 г.) переписей мужского податного населения г. Курска и Курского уезд, а также третьей (1761 г.) переписи всего населения по городам и уездам Белгородской губернии.

В них перечислены члены семей помещиков (1719 г.), помещичьих крестьян, лиц духовного звания (по церквам), однодворцев, купцов (1761 г.) мещан и малороссиян.

Сведения о населении статистического и персонального характера: по ревизским сказкам 4-ой - 10-ой переписей податного населения (1781, 1797, 1811, 1815, 1834, 1850, 1858 гг.).

В Государственном архиве сохранились уникальные документы, которые внесены в государственный  реестр Архивного фонда Российской Федерации: Ревизская сказка о семье преподобного отца Серафима Саровского (в миру Прохора Машнина, канонизированного Русской православной церковью), Ревизская сказка Курской губернии Суджанского уезда с. Кондратовки помещика графа Гаврилы Семеновича Волькенштейна о состоянии дворовых людей мужского пола (в том числе семьи актера М.С.Щепкина) по шестой ревизии 1811 г.

Ревизская сказка (PDF)
Ревизская сказка, семья М.С. Щепкина (PDF)

 

Метрические книги церквей появились в 1722 году по приказу
Петра I, который установил обязательную регистрацию рождения у православного населения.

Метрическая книга рассчитывалась на год и состояла из трёх частей (отсюда её второе, менее распространённое наименование - троечастная книга).

Первая часть - «О родившихся». Помимо порядкового номера в первой части указывались дата рождения и крещения, пол новорождённого и данное ему имя. Место жительства, сословная принадлежность, если это крепостной, то владельческая принадлежность, вероисповедание, национальность, имя, фамилия, отчество отца и матери (или указывалось на незаконность рождения). Записывались крёстные родители, их местожительство, сословная и все остальные сведения. Указывалось, кто из священно- и церковнослужителей крестил ребёнка и где этот обряд происходил - в доме прихожанина или в церкви.

Вторая часть - «О бракосочетавшихся». В этой части метрической книги также приводился порядковый номер и дата бракосочетания. Записывались имя, фамилия, отчество, место жительства, сословная и владельческая принадлежность, национальность, вероисповедание жениха и невесты, их возраст; для каждого супруга отмечалось, каким браком он венчался (первым, вторым, третьим и т.д.). В отдельную графу записывались свидетели, их местожительство, сословная и владельческая принадлежность. По желанию, свидетели могли сделать свою отметку в метрической книге. Указывалось, кто из священно- и церковнослужителей венчал этот брак.

Третья часть - «Об умерших». Оригинальный раздел третьей части содержит номер, дату смерти и дату погребения, сведения о месте жительства умершего, его сословном и владельческом положении, имени, фамилии, отчестве, возрасте и причине смерти, месте захоронения (для несовершеннолетнего - имя, возраст, а также сведения о месте жительства, сословном и владельческом положении, имени, фамилии и отчестве отца). Здесь указывалось кто из священно и церковнослужителей совершал погребение, и священник, исповедавший и приобщивший умершего накануне смерти.

По каждой части приводились итоги за тот или иной месяц и за год в целом.

Метрические книги велись уполномоченными духовными лицами в двух экземплярах: один оставался на хранении в церкви (как правило - подлинный), второй (иногда в виде копии, заверенной церковным причтом) отсылался в архив консистории (учреждение с церковно-административными и судебными функциями, которая подчинялась епархиальному архиерею).

Сегодня метрические книги церквей являются порой единственным документальным источником при изучении истории своего рода, составлении родословной и генеалогического древа.

В Государственном архиве Курской области имеются на хранении метрические книги за период 1770, 1774-1918, 1919-1922 годы в количестве 7817 дел. Основу архивного фонда «Церкви Курской губернии» составляют частично сохранившиеся книги церквей, находящихся на территории Курской губернии в современных её границах.

В Государственном архиве хранятся сведения о многих выдающихся деятелях Курской области: выписка из метрической книги записей родившихся, бракосочетавшихся и умерших Архангельской церкви с. Калиновка Дмитриевского уезда Курской губернии о рождении Н.С.Хрущева (03.04.1894 г.); выписка из метрической книги записей родившихся в Богоявленской церкви (соборной) г.Фатежа о рождении Г.В.Свиридова (1915 г.).

Метрическая книга, Н.С. Хрущев (PDF)

После Великой Октябрьской революции ситуация в стране изменилась. 18 декабря 1917 года был принят декрет СНК РСФСР «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния», уничтожившей старый порядок брачно-семейных отношений.

Этот документ не отменял церковный брак, однако признавал его «частным делом брачующихся», а официальным фактом считалась лишь соответствующая регистрация в государственных органах. Церковь была отстранена от ведения брачно-семейных дел, юридические последствия признавались лишь за браком, зарегистрированным в государственных органах.

На смену метрическим записям пришли записи актов гражданского состояния.

Акты гражданского состояния – действия граждан или события, влияющие на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей, а также характеризующие правовое состояние граждан. Для важнейших из них установлена обязательная государственная регистрация.

Правовое регулирование государственной регистрации актов в последние годы претерпело значительные изменения как по форме, так и по существу.

Современное законодательство об актах гражданского состояния состоит из Федерального закона от 15.11.1997 №143-ФЗ «Об актах гражданского состояния», основывающегося на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации, Семейного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с действующим законодательством обязательной государственной регистрации подлежат следующие акты гражданского состояния: рождение, заключение брака, расторжение брака, усыновление (удочерение), установление отцовства, перемена имени, смерть.

Под государственной регистрацией актов гражданского состояния понимается составление в двух идентичных экземплярах записи акта гражданского состояния на бланке установленной формы.

В запись соответствующего акта гражданского состояния вносятся сведения о самом акте, а также другие сведения, непосредственно к нему относящиеся. Например, при регистрации рождения ребенка в актовую запись о  его рождении вносятся сведения не только о ребенке  (фамилия, имя, отчество, пол, дата и место рождения), но и о его родителях.

Ответственность за правильность государственной  регистрации актов гражданского состояния и качество составления актовых записей возлагается на руководителя  органа ЗАГС. Для обеспечения контроля над правильностью составления актовой записи со стороны заявителя установлено следующее правило: каждая составленная актовая запись должна быть прочитана заявителем, подписана им и специалистом органа ЗАГС, составившим запись, руководителем органа ЗАГС и скреплена гербовой печатью органа ЗАГС.

В удостоверение государственной регистрации заявителю выдается свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния на бланке установленной формы по каждому виду актовой записи. Причем бланки свидетельств являются документами строгой отчетности и имеют определенную серию и порядковый номер, изготавливаются на специальном материале с водяными знаками, изображающими Государственный герб Российской Федерации.

Первый и второй экземпляры записей актов гражданского состояния, формируются в хронологическом порядке в государственные актовые книги.

Первые экземпляры актовых книг хранятся в органах ЗАГС по месту их составления, вторые – в органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации – комитете ЗАГС Курской области.

Все акты гражданского состояния связаны с личной жизнью граждан. В соответствии со ст. 23 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Поэтому сведения, ставшие известными работнику органа ЗАГС в связи с государственной регистрацией актов гражданского состояния, являются персональными данными, отнесены к категории конфиденциальной информации, имеют ограниченный доступ и разглашению не подлежат.