Logo

Регистрация актов гражданского состояния в Российской империи до начала XVIII века находилась в ведении русской православной церкви. В 1721 году по Указу Петра I церковные учреждения были включены в систему государственных органов России, все православное население приписывалось к церковным приходам по месту жительства.

С 1722 года все обряды регистрировались в метрических книгах приходскими священнослужителями. Книги состояли из 3 частей: записи о рождении, браке и смерти. Отделение церкви от государства уничтожило старый порядок оформления брачно-семейных отношений, и у Советской Республики появилась необходимость в особом органе, который бы осуществлял светскую регистрацию правового состояния граждан.

История органов ЗАГС в России ведет свое начало с 18 декабря 1917 года, даты подписания Декрета Совета Народных Комиссаров РСФСР «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния».

Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве, принятый в 1918 году, обязывал население регистрировать такие акты гражданского состояния, как рождение, брак, развод, перемена фамилии, смерть.

Нормативные акты по вопросам деятельности органов ЗАГС в начале 20-х гг. принимались различными государственными органами: Наркоматом юстиции, Наркоматом внутренних дел, Наркоматом по местному самоуправлению, Главархивом. Общее руководство органами ЗАГС РСФСР стал осуществлять Центральный отдел ЗАГС при НКВД РСФСР. Был принят первый советский кодекс – «Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве». Согласно документу, структура органов ЗАГС состояла из окружных и местных отделов ЗАГС при волостных, городских и районных органах управления.

Органы ЗАГС в то время вели: книги записей рождений; книги записей смертей; книги записей отсутствующих, книги записей браков; книги записей разводов; книги заявлений о происхождении зачатых детей; книги записей лиц, изменивших фамилии и прозвища и алфавит к ним.

Первые сельские Советы стали возникать в 1918 году в соответствии с постановлением Совнаркома от 24.12.1917 года и принятием Конституции РСФСР 10 июня 1918 года. Образовывались сельские Советы в населенных пунктах, имеющих не менее 400 жителей и являлись исполнительными и распорядительными органами советской власти в пределах их владений и осуществляли регистрацию актов гражданского состояния.

Точных сведений об основании органа ЗАГС Курской области не сохранилось.

Документально установлено, что в 1941 году при НКВД по Курской области НКВД СССР был создан отдел актов записи гражданского состояния. В штатный состав отдела входило 6 единиц: начальник отдела, старший  инспектор, помощник инспектора, два инспектора, секретарь-машинистка.

В 1941 году при немецко-фашистской оккупации города Курска областной архив ЗАГС был эвакуирован в Кировскую область.

В 1944 году в связи с восстановлением работы органов ЗАГС в районных отделах НКВД области были организованы районные архивы ЗАГС, которые начали работу по сбору архивных фондов актовых записей сельских советов.

Реэвакуирование архивного фонда из Кировской области произошло в апреле 1945 года. Было возвращено 25 тонн документов органов ЗАГС области.

Для областного архива было подобрано полуподвальное помещение из 7 комнат и коридора, не соответствующее условиям хранения документов.

В областном архиве остались на хранении документы уездного, волостного, окружного административных делений и вторые экземпляры актов гражданского состояния. Остальные документы были переданы в районные отделы НКВД области.

В апреле 1945 года произошли изменения подчиненности. Отдел актов записи гражданского состояния вошел в управление милиции УМВД по Курской области МВД СССР. Штатный состав отдела не изменился. Количество загсовских точек по области в это время – 1245.

На 1 января 1946 года сложилась следующая структура органов ЗАГС области:

1.Сталинское райбюро г. Курска; Дзержинское райбюро г. Курска; Кировское райбюро г. Курска; Ленинское райбюро г. Курска; Горбюро;

2. ОАГС УМ НКВД по Курской области;

3. Облархив ЗАГС;

3. Городские бюро ЗАГС (Белгородское, Валуйское, Льговское, Старо-Оскольское);

4. Районные бюро в городах области (с 01 января 1946 года городские бюро ЗАГС): Гайворонское, Дмитриевское, Корочевское, Ново-Оскольское, Обоянское, Рыльское, Суджанское, Тимское, Фатежское, Шебекинское, Щигровское;

5. Районные бюро в районах области: Беленихинское, Беловское, Бесединское, Б-Полянское, Б-Дворское, Б-Солдатское, Б-Троицкое, Борисовское, В-Любажское, В-Михайловское, Воловское, Волоконовское, Глушков-ское, Горшеченское, Золотухинское, Иванинское, Ивнянское, Касторенское, Конышеское, Кореневское, Кр. Яружское, Кривцовское, Крупецкое, Ленинское, Мантуровское, Медвенское, Микояновское, Михайловское, Октябрьское, Поныровское, Прохоровское, Пристенское, Ракитянское, Сажновское, Свободинское, Скороднянское, Солнцевское, Советское, Стрелецкое, Тер-бунское, Томаровское, Уразовское, Хомутовское, Черемисиновское, Чернян-ское, Ясеновское, Ястребовское.

Итого: 62 района, 15 городов районного подчинения и 2 города областного подчинения – г. Курск и г. Белгород.

Точных сведений об изменении подчиненности отделов ЗАГС за период с 1946 по 1958 год не имеется. По отдельным документам была установлена следующая подчиненность отдела:

1951 год - ОАГС управления милиции УМГБ Курской области ГУМ МТБ СССР;

1955 год - паспортно-регистрационный отдел УМ УМВД Курской области МВД СССР.

По угловым штампам книг регистрации актов гражданского состояния было установлено, что с 1959 года органы ЗАГС были переданы из ведения МВД СССР исполкомам советов депутатов трудящихся.

6 января 1954 года в связи с образованием Белгородской и Липецкой областей из состава Курской области было передано: первой - 23 района, второй - 3 района. В составе Курской области осталось 36 районов. В процессе проведения административно-территориальных изменений на 30 декабря1966 года общее число районов стало 22.

На начало 1965 года в области имелось 14 районных и 2 городских бюро ЗАГС. Регистрация актов гражданского состояния производилась в 8 районных и 2 городских бюро ЗАГС, а также в 431 сельских и 9 поселковых советах депутатов трудящихся. Руководство органами ЗАГС было возложено на секретаря облисполкома А.А.Паршикова и двух инспекторов по ЗАГС В.П.Воропаеву и Р.И. Голодных.

Штат областного архива ЗАГС составлял заведующий, старший архивариус и два архивариуса.

Решением исполкома областного Совета депутатов трудящихся
от 17 апреля 1965 года № 255 в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 27 января 1965 года № 132 «О структуре и штатной численности работников аппарата органов государственного управления автономных республик, краев, областей и районов» был образован отдел записи актов гражданского состояния (ЗАГС) исполкома областного Совета депутатов трудящихся. 30 апреля 1965 года решением № 292 было утверждено Положение об отделе, согласно которому отдел ЗАГС осуществлял руководство органами записи актов гражданского состояния области и контролировал их деятельность. Отдел разрабатывал и приводил в жизнь мероприятия по улучшению регистрации актов гражданского состояния районными и городскими бюро ЗАГС, а также исполкомами сельских и поселковых Советов депутатов трудящихся. Отдел организовывал работу органов ЗАГС по внедрению в быт новых гражданских обрядов и совершенствованию ритуалов бракосочетания, наречения имени и других обрядов, возникающих в связи с событиями в жизни человека, регистрируемых в органах гражданского состояния. Отдел хранил вторые экземпляры книг актов гражданского состояния (архив ЗАГС), на основании которых он выдавал повторные свидетельства, а в случае их отсутствия - соответствующие справки. Непосредственное руководство работой архива возлагалось на старшего архивариуса.

Первым руководителем отдел записи актов гражданского состояния (ЗАГС) исполкома областного Совета депутатов трудящихся была Воропаева Валентина Петровна. Согласно решения исполкома облсовета депутатов трудящихся от 17.04.1965 г. № 255 «Об образовании отдела записи актов гражданского состояния облисполкома» 30 апреля 1965 года Воропаева В.П. принята на должность заведующей отделом ЗАГС исполкома областного Совета трудящихся. 17 лет Валентина Петровна осуществляла руководство отделом ЗАГС облисполкома и органов ЗАГС Курской области. В июле 1982 года Воропаева В.П. вышла на пенсию.

С 25 июня 1982 года по 14 марта 1996 года руководителем областного отдела ЗАГС Курской области была Яровая Елена Максимовна.  В органах ЗАГС Елена Максимовна проработала 14 лет.

Более 12 лет руководителем управления ЗАГС Администрации Курской области, а с 2002 года комитета ЗАГС проработала  Левитская Галина Борисовна (с 08 апреля 1997 года по 30 июля 2009 года). Галина Борисовна и сегодня принимает активное участие в жизни органов ЗАГС в качестве заместителя председателя Совета ветеранов органов ЗАГС Курской области.

С 15 сентября 2009 года в должность председателя комитета записи актов гражданского состояния вступила Чаплыгина Тамара Васильевна. В органах ЗАГС Тамара Васильевна проработала более 7 лет. Уходя на пенсию, она оставила свой вклад в развитие органов ЗАГС Курской области, приняв активное участие в организации строительства и вводе в эксплуатацию 4-х этажного здания, где разместился архив ЗАГС комитета ЗАГС Курской области.

В настоящее время с августа 2017 года комитет ЗАГС Курской области возглавляет Воробьева Ольга Алексеевна.

За время своего существования областной ЗАГС проходил различные этапы развития и организации как структура – от отдела ЗАГС администрации области, который финансировался из областного бюджета, в управление ЗАГС, а затем комитет ЗАГС, в обособленное юридическое структурное подразделение Администрации Курской области, содержание которое осуществляется за счет выделенных субвенций из федерального бюджета Российской Федерации.

Комитет ЗАГС Курской области создается постановлением Губернатора Курской области и является органом исполнительной власти Курской области, осуществляющим организацию деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния на территории Курской области.

Штатная численность комитета на сегодняшний день составляет 24 единицы, в том числе: 14 единиц должностей государственной гражданской службы области, 7 единиц должностей, не являющихся должностями государственной гражданской службы области, и 3 единицы должностей обслуживающего персонала. Государственные полномочия на государственную регистрацию актов гражданского состоянию осуществляют 33 отдела ЗАГС, входящие в структуру органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, которым переданы эти полномочия. Трудятся в районных и городских отделах ЗАГС Курской области замечательные сотрудники, умные, красивые и работоспособные сотрудники. Они же еще и женщины, которые умело совмещают трудовую деятельность, выполняя сложные современные задачи, с большой общественной работой в рамках решения демографических задач нашего региона.

Основными задачами комитета ЗАГС являются: организация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния на территории Курской области; проведение единой политики при создании и внедрении современных информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, передачу, защиту, хранение и отображение информации в комитете ЗАГС; формирование архивного фонда записей актов гражданского состояния Курской области и обеспечение его сохранности; осуществление контроля за формированием органами местного самоуправления области электронного архива записей актов гражданского состояния; реализация государственной политики в сфере семейного права; осуществление мер по совершенствованию деятельности органов местного самоуправления Курской области при осуществлении государственных полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния, переходу на предоставление государственных (муниципальных) услуг в электронном виде, повышению уровня правового обслуживания граждан.

С 2010 года комитет ЗАГС активно ведет работу, направленную на формированием единого электронного архива записей актов гражданского состояния Курской области. Органами ЗАГС области на сегодняшний день из 5,5 млн. актовых записей на бумажных носителях переведено в электронный вид 2,6 млн. актовых записей, что составляет 47 %.

С 2011 года посредством единого портала государственных и муниципальных услуг Российской Федерации реализуется право граждан по получению услуг по регистрации актов гражданского состояния в электронном виде.

С 2013 года обеспечена доступность для граждан в получении государственных услуг через многофункциональные центры Курской области.

Одним из ключевых элементов предоставления услуги в электронном виде является межведомственное информационное взаимодействие в электронной форме в рамках предоставляемой услуги. С 2016 года организовано электронное межведомственное взаимодействие органов ЗАГС и комитета ЗАГС Курской области с федеральными и региональными органами власти.

Система органов ЗАГС одна из самых стабильных систем, которая фиксирует все изменения гражданского состояния каждого человека. Документы о государственной регистрации актов гражданского состояния носят правоустанавливающий характер, а поэтому должны быть составлены вовремя, грамотно, в соответствии с законодательством. Сотрудники органов ЗАГС стараются выполнять свою работу со всей ответственностью не только перед сегодняшним днем, но и перед историей.

В настоящее время деятельность комитета ЗАГС Курской области направлена на повышение качества и доступности государственных услуг в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния, обеспечение учета и сохранности архивного фонда, улучшение материально-технического обеспечения органов ЗАГС, дальнейшее развитие информационных технологий, реализацию государственной политики, направленной на пропаганду семейных ценностей, повышения правовой культуры населения на территории Курской области.

Фотоматериалы